Помощь транслюдям в СССР
Принято считать, что транслюдей в СССР не было, прямо как и секса. Ну либо что если такие и были, то их держали в психбольницах. Давайте посмотрим, как обстояли дела на самом деле.
В 80-е годы в СССР была принята МКБ-9, где в разделе V в рубрике 302 «Половые извращения и нарушения» присутствовала диагностическая категория 302.5 «Транссексуализм». Большинство советских именитых психиатров того времени рассматривали это состояние как психическое отклонение, которое нужно лечить. Часто пациентам с гендерной дисфорией ставили диагноз «шизофрения». Но даже в то время были специалисты, которые отвергали такой подход к помощи.
Арон Исакович Белкин (1927–2003) — психиатр, доктор медицинских наук, профессор, один из основоположников отечественной психоэндокринологии. Был одним из первых в СССР исследователей транссексуальности. Его статьи, касающиеся «половой идентификации» и «смены пола», опубликованы ещё в начале 70-х годов ХХ столетия. Его подход легко описать его же словами: «Смена пола у таких субъектов является высокогуманным актом, помогающим личности не только избавиться от мучительной для неё ситуации, приводящей порой к суицидальным действиям, но и найти своё место в обществе». Принципиальным в его работе был диалог с пациентом об объёме помощи, вариантах перехода, способах социальной адаптации. Он был ключевой персоной в системе, позволяющей гендерно-аффирмативные вмешательства, помогал пациентам в процессе смены «паспортного пола». «Белкин стал первым известным учёным, который вместе с хирургом И. В. Голубевой начал диагностировать таких людей и изменять их гражданский пол, а если нужно, и тело», — писал о нём И. С. Кон.
Александр Олимпиевич Бухановский (1944–2013) — психиатр, доктор медицинских наук, профессор. Стал изучать «транссексуализм» ещё тогда, когда тот считался «лживой буржуазной проблемой», в отсутствие доступа к западным источникам информации. Уже в 1980-е годы публиковал материалы о подходах к помощи «пациентам с транссексуализмом», в которых обосновывал «медицинскую и социальную реадаптацию и реабилитацию», подчёркивал оправданность «трансформации» пациентов. По словам его ученика и соратника Алексея Перехова: «К Бухановскому стали постепенно приезжать люди со всей страны, потому что ни в одном другом городе их не консультировали, не помогали, а только гнали или в лучшем случае говорили, что не могут ничего сделать».
Соратницей докторам Белкину и Бухановскому в теме помощи транслюдям стала Ирина Вячеславовна Голубева (1921–1986) — хирург, гинеколог-эндокринолог, которая, имея опыт проведения генитальных операций при интерсекс-вариациях, стала помогать транслюдям и, по сути, оказалась основоположницей целого направления в отечественной эндокринологической и хирургической помощи, а её ученики продолжили эту работу.
В 1989 году в Литературной газете появилась публикация «13 шагов. Рассказ о серии уникальных операций, в результате которых женщина стала мужчиной» — о том, как за 20 лет до этого рижский хирург Виктор Калнберз проводил операции по «смене пола». Тогда, в начале 1970-х, публикации об этой работе и продолжение такого рода вмешательств были «прикрыты», доктор Калнберз получил выговор от Минздрава, его работу проверяла «высокая комиссия», но он получил авторское свидетельство на один из оперативных методов.
Вот так, несмотря на почти полную неосведомлённость и отсутствие опыта даже у мирового сообщества, в такой консервативной стране, как СССР, были специалисты, которые помогали людям стать собой. Поэтому сейчас хочется пожелать не отчаиваться, ведь, несмотря на все запреты и палки, которые вставляют нам в колёса, у нас уже есть большое количество специалистов, которые настроены дружественно и умеют разбираться в тонкостях трансгендерного перехода, учитывая новейшие мировые стандарты помощи.
По материалам книги И. Карагаполовой и В. Карагаполова «Трансгендерность: утверждая разнообразие. Избранные статьи и лекции».
Источник: Килькот 18+