Как и почему выбирают жизнь
Многие из нас в разные периоды жизни сталкивались с суицидальными мыслями. Как через это пройти? Что может помочь? Есть ли надежда, что со временем станет легче? Сейчас эти вопросы ощущаются особенно остро. Из-за закона о запрете трансперехода люди часто чувствуют отчаяние и беспросветность, кажется, что пути дальше нет, что дождаться чего-то хорошего не хватит сил. Это невероятно тяжело.
Мысли о самоубийстве могут возникать у нас по разным причинам. И иногда опыт других людей может оказаться поддерживающим. Поэтому мы попросили людей, у которых возникали суицидальные мысли, и которые прошли через этот период, поделиться своим опытом.
Материалы этой статьи могут вызвать у вас сильные переживания. Если вы чувствуете, что вам комфортнее не читать, не читайте.
Если вам нужна психологическая помощь, вы можете найти контакты помогающих организаций (включая горячие линии) в этом посте.
История 1. «Уйти я могу в любой момент, а жизнь у меня одна»
Я задумывался о суициде в подростковом возрасте, когда дисфория усилилась настолько, что невозможно было дальше жить с этим, и стало понятно, что само это не пройдёт. Про свою идентичность я тогда ничего не знал и думал, что я один на всей планете, с кем происходит такая неведомая фигня. Кроме того, на меня навалились проблемы с травлей в школе, проблемы в семье.
В итоге мне стало жалко собственной жизни и возможностей, которые я могу упустить, если уйду прямо сейчас. Решил, что попробую как-то выстроить жизнь из того, что есть, понимая, что уйти я могу в любой момент, но жизнь у меня только одна. Следствием стал довольно длительный денайл, но в итоге я осознал свою идентичность.
Сейчас мне тяжело из-за того, что происходит в России, но я всё равно рад, что у меня есть моя жизнь, и даже сейчас моя жизнь всё равно лучше, чем была раньше. Я рад, что дождался. Иначе я бы никогда не встретил своего любимого партнёра, своих друзей, никогда бы не посетил многие прекрасные места, не имел бы своего дела жизни, не прочитал бы кучу книг и не посмотрел бы кучу фильмов, в конце концов. Жизнь стоит того, чтобы жить, даже если приходится переживать тёмные времена и долго ждать рассвета.
Невозможно исправить только смерть. Пока все живы, можно исправить всё, если это не противоречит законам природы. Я видел в жизни и СССР, и перестройку, и новую Россию, и то, что потом с ней случилось, поэтому знаю, что всё меняется, даже если в моменте кажется, что это навсегда.
История 2. «Чтобы быть уверенным в желании смерти, нужно сначала испробовать всё остальное»
К мыслям о самоубийстве меня привёл комплекс причин: влияние травмы, сложные отношения с родителями, манифестация психического расстройства. Жизнь казалась мне невыносимой, а смерть — убежищем, спасением. Дело не в том, что что-то в мире было не так — скорее я самого себя ощущал отвратительным. И я хотел исчезнуть, чтобы перестать себя ощущать.
Я до сих пор не отказался от идеи покончить с собой. Это моё убежище, моё сокровище, моё обещание безопасности и мой истинный дом. Но, однако же, я до сих пор этого и не сделал. И у этого тоже есть комплекс причин. Самая простая и неинтересная — чувство долга. Поскольку моя мать покончила с собой, я знаю, каково это — быть тем, кто остаётся, и не готов поступать так со своими близкими.
Другая причина — моё серьёзное отношение к смерти. Мне всегда казалось стрёмным выбирать смерть из слабости и желания сбежать; я считал, что смерть можно выбрать только из действительной любви к смерти. Легко покончить с собой, когда у тебя всё плохо, — и это история про то, чтобы сдаться. Но чтобы быть уверенным в истинности своего желания, нужно сначала испробовать всё остальное. Разрешить все проблемы, построить настолько хорошую жизнь, насколько это возможно — и вот если и тогда, на вершине счастья, тебя всё равно будет влечь к смерти, значит, тебе действительно нужна именно она. А если нет — значит, ты хочешь не смерти, а изменений в жизни, а тогда и стремиться нужно к ним, а не к тому, чтобы сбежать. И даже отчаяние тут не аргумент, ведь для того, чтобы что-то делать, не обязательно верить, что это увенчается успехом. Вполне можно действовать и из отчаяния, главное — стремиться именно к той цели, которая тебя действительно влечёт, а не заниматься самообманом. А если ничего не получится, можно убиться в процессе о достижение этой цели — и тогда ты так или иначе помрёшь, чего, собственно, и хотел.
В особо мрачные моменты я руководствовался чувством «назло». Всякие гнусные утешители и любители говорить о том, что нужно «выбрать жизнь» предлагают разные методы? Окей, я все их перепробую — и не формально, а с полной самоотдачей, изо всех сил стремясь к успеху. И испытаю мрачное удовлетворение, когда над гробом воображаемый гнусный утешитель будет предлагать мне свои поганенькие рецепты, а я предъявлю ему результаты: всё перепробовал, ничего не помогло. Но поскольку большинство этих рецептов довольно долгосрочные, плюс к тому их много, а вовлечение в этот процесс с самоотдачей меняет жизнь, я до сих пор не могу сказать, что перепробовал всё. А значит, не готов выбрать отчаяние.
Я и сейчас остаюсь человеком, который много думает о самоубийстве. Отчасти это уже привычка — и по-прежнему безопасность, утешение и дом. Но, зная, что рано или поздно этот дом меня ждёт, я могу себе позволить в него не торопиться. Тем более что вложения в психическое здоровье и качество жизни принесли плоды — не то чтобы мне было с собой очень хорошо, но всё же большую часть времени выносимо, а иногда даже комфортно. И хотя приступы ненависти по-прежнему случаются, в целом я готов с собой смириться. Вероятнее всего, я всегда буду в группе риска. Но я слишком упрям, чтобы сдаваться. А иногда даже получаю удовольствие от жизни — так что почему бы и нет.
История 3. «Я остаюсь жить ради любви»
У меня были постоянные скандалы в семье (не из-за идентичности). Потом наложилось ещё осознание идентичности (только я тогда вообще не знал, что это такое), начались скандалы ещё и из-за неё. Лет десять назад не было информации о том, что есть такие люди, что это нормально и что можно сделать переход (ха-ха, а сейчас уже нет). Поэтому было ощущение, что я буду до конца жизни несчастлив.
У меня была лучшая подруга, которая меня всегда поддерживала. Она отнеслась с пониманием к моей идентичности. Потом наши чувства из дружеских переросли в романтические, мы стали парой. Рядом с ней мне было так хорошо, что хотелось жить хотя бы ради этих недолгих моментов вместе. Мы вместе до сих пор, официально женаты. И когда мне плохо сейчас (уже не так сильно, как раньше, но бывают периоды в жизни), я всё равно остаюсь жить хотя бы ради неё, потому что наша любовь — это лучшее, что было у меня в жизни.
Я думаю, что это удивительно, как я всё-таки пережил тяжёлое время и остался более-менее психически здоровым человеком. Я рад, что это закончилось. Сейчас я живу далеко от родственников, скандалов нет. Я сделал переход, у меня в жизни в целом всё хорошо, отношения с женой прекрасные. Поэтому сейчас на меня никак не влияют проблемы из прошлого. Но я понял, что если я смог пережить всё то и выйти победителем, то любые трудности мне по плечу.
История 4. «Я не смогла бросить собаку»
Я училась в магистратуре во время ковида (не знаю, повлиял ли момент изоляции, но на всякий случай упоминаю его). Очень сильное давление, усталость, плохая организация процесса обучения усугубили депрессивное состояние на фоне расставания с любимым человеком (длившееся на тот момент уже несколько лет). Я шесть лет училась на одном направлении, к концу настолько устала, что потеряла желание работать в этой сфере. Любое принятие решения, любая необходимость взять на себя ещё немного нагрузки ощущались невыносимо. В какой-то момент появилось ощущение, что забрать документы из универа и шагнуть с моста — варианты одинаково приятные по сравнению с тем, что со мной происходит.
В самый критический момент меня остановило наличие собаки, мысль о том, что я люблю её и не могу бросить, не позаботившись о её будущем. Это повлекло за собой другие мысли: я снимаю квартиру, что будут делать мои соседи и хозяева квартиры, если я убью себя. Потом я получила помощь от матери, которой совершенно не ожидала. Я была уверена, что мою проблему вообще не воспримут всерьёз, и рассказала только на фоне срыва. Но меня услышали и помогли найти психотерапевта.
У меня был негативный опыт с психологами и психотерапевтами в прошлом, но этот оказался положительным. Сам факт того, что один раз в неделю я буду говорить с человеком, который не станет на меня давить, что у меня будет стабильно одно приятное событие на неделе, оказал очень сильное воздействие. У нас были очные встречи недалеко от моего дома. Я выходила на улицу и гуляла, но недостаточно долго, чтобы устать.
Моя учёба закончилась, и в сравнении с ней работа ощущается намного легче. Я вспоминаю тот период жизни с ужасом, и мысль о том, чтобы продолжить учёбу, всё ещё не ощущается мной как хотя бы приемлемая. Но я уже могу думать, что однажды смогу. Мои сеансы с психотерапевтом всё ещё продолжаются, это очень большая поддержка.
История 5. «У меня ещё есть желания»
Меня приводили к мыслям о суициде дисфория, комплекс неполноценности, чувство бессилия и бесполезности — что я не могу сделать лучше жизнь моих близких или ситуацию в стране.
Таких эпизодов в жизни было много, так что, увы, эта борьба разворачивается не один раз. Мне кажется, бывших суицидников в каком-то смысле не бывает. Но помогали и помогают несколько простых мыслей.
- Всё можно изменить, кроме смерти. Умерев, я не смогу опробовать другие варианты и не увижу, как изменились обстоятельства. А умереть всегда можно.
- Я не могу бросить близких (актуально, естественно, в те периоды жизни, когда у меня были или есть близкие).
- У меня ещё есть желания в сфере творчества. И банально удовольствия, которые я пока не получил. Обидно будет так их и не испытать.
Сейчас я нестабильно, легко выбивает куда не надо, снова скатился в селфхарм, но в целом есть разница между эмоциональными реакциями и прямо нежеланием жить. Жить мне всё-таки хочется.
История 6. «Всё, что было в моей жизни, было в какой-то степени не зря»
О суициде я задумывался лет с двенадцати, на это влияли разные факторы. От дисфории до отношений в семье, от травли в школе до проблем в университете. Наличие заболеваний, которые не вылечить, в том числе ментальных. Последний раз я задумывался об этом около года-полугода назад из-за ситуации в мире.
Не могу сказать, что полностью отказался, что сказал: «Всё, с этих моментов никаких суицидов и мыслей». Просто мысли об этом ушли и не приходили вообще. Я пытаюсь помогать другим людям. Пока я могу протянуть кому-то руку, моя жизнь имеет ценность. Пока я могу бороться с монстром внутри меня, я ещё не пал. Пока ты не пал, смысл биться ещё есть. Всё пройдёт. Сейчас я понимаю, что не мы первые и, возможно, не мы последние, с годами получится всё преодолеть. Сплочённость поможет держаться на плаву.
Сейчас я живой, хоть и немного притупленный препаратами для здоровья и выходом новых законов. Школа давно позади, универ я окончил, монстра в себе принял благодаря хорошим врачам и научился держать его на коротком поводке, благодаря им же у меня лучше с физическим здоровьем. Не скажу, что моя жизнь идеальна, но и не Геенна Огненная. Всё, что было в моей жизни, было в какой-то степени не зря. Оно сделало меня тем, кто я есть сейчас. Менять я бы что-то в своём прошлом не стал. Путь был тяжёлым, впереди предстоит ещё много тяжёлых моментов, но мне кажется, что мы всё преодолеем.
Выбирая продолжать жить, люди проявляют большую внутреннюю силу. Вот что поддерживало наших респондентов в их решении:
— возможности, которые не хочется упустить;
— чувство долга перед близкими и ответственность за животных;
— забота о своём теле;
— любимые хобби и творчество;
— избегание травмирующего и тревожащего контента в Сети;
— нежелание проявлять слабость;
— желание разобраться в своих мотивах;
— отношения с супругами и партнёрами;
— помощь от близких;
— психотерапия;
— конечность и неизменность смерти;
— возможность помогать другим людям.
Продолжая жить, мы не всегда получаем суперприз в виде «Жить долго и счастливо». Но зачастую со временем ситуация становится чуть более выносимой. Люди отмечают, что воздействие части травмирующих факторов снизилось: тяжёлый период обучения закончился, они прекратили или трансформировали сложные отношения с окружающими, позаботились о своём ментальном здоровье. Многие герои, пережив очень тяжёлый период, ощутили себя более сильными, уверенными и устойчивыми, потому что смогли через это пройти. Некоторые отмечают, что скорее научились жить с суицидальными мыслями, оставаясь при этом в безопасности. Каждый из нас по-своему проживает тяжёлые периоды, у каждого есть свой уникальный опыт, полученный в эти времена.
Авторы этих историй часто говорят, что рады быть живыми и идти дальше. Я тоже радуюсь, зная, что они живы, и испытываю благодарность к ним за то, что они поделились своим опытом. Это особенно важно сейчас. Люди, имеющие дело с суицидальными мыслями могут увидеть, что они не одиноки. И велика вероятность, что если постараться выдержать, получить помощь, пройти через это, то со временем станет легче.
Источник: Килькот 18+