Общение с военкоматом в процессе трансфеминного перехода
Теперь уже это отчасти архив.
Предыстория
Для юридического перехода я взяла академический отпуск в первом семестре магистратуры — в ноябре 2019 года. В планах на следующий отпускной год было пройти комиссию и заменить все документы. В документах был указан мужской гендер, и с военкоматом мне не хотелось общаться совсем. На тот момент была уверена, что мне не придётся.
Всё изменил коронавирус: в марте ввели сначала ограничения, а затем и локдаун, который в моём Кирове соблюдали до конца апреля. Запланированную на начало апреля комиссию перенесли на неопределённый срок, а ПНД переоборудовали под ковидный госпиталь.
С получением справки я тянула до последнего, потому что меня кормили обещаниями из местной комиссии. Её удалось собрать лишь в конце октября, и на ней мне дали отрицательное заключение, добавив подозрение в шизофрении. Предполагалось, что дальше я буду наблюдаться у питерских докторов, потому что только их квалификации достаточно для разбора моего случая.
После такой «душевной» беседы твёрдо решила ехать в Самару, но на приём успевала уже только после завершения академ. отпуска. К этому моменту было ясно, что в срок я не уложусь и мне придётся побывать в военкомате. Перед подписью всех необходимых документов в клинике мне позвонили: вежливый голос из трубки попросил зайти завтра и получить повестку. Здесь и начинается моя история.
Первый визит в военкомат
Вернувшись со справкой «о половой переориентации» в родной город, пошла на приём с полной уверенностью, что этот документ будет что-то значить в призывном процессе. Я уже бывала в этом месте и знала об адекватности работающих там людей, поэтому не опасалась некорректного поведения и рассказала о своей ситуации. Меня уверили, что всё пройдёт хорошо и транслюди у них уже бывали. Но пройти их собственную комиссию и получить военный билет всё равно придётся, потому что таковы общие правила. Договорились на том, что самые неприятные моменты с раздеванием я пройду вперёд остальных. Сотрудница, знавшая о моём статусе, побеседовала со мной перед обследованием и, отметив приятный маникюр на моих руках, отправила ожидать своей очереди.
Обследование прошла без особых трудностей: чуточку деднейминга, быстрые оголения и долгое ожидание психиатра. Он попросил показать руки и спросил, почему «выгляжу как девчонка». В качестве ответа положила ему на стол папку с медицинскими документами. Больше вопросов у него не было. Пришлось лишь рассказывать обо всех своих переживаниях заново, на этот раз уже без свидетелей: он попросил всех выйти. Написал от руки целый лист и передал меня в ведение своей медсестры — дальше меня ждало обследование в ПНД. Увы, моя справка 087у из самарской комиссии для военкомата ничего не значила: чтобы получить военный билет, мне нужно было заново пройти обследование по правилам военкомата. Почти всё дальнейшее общение по обследованию в ПНД мы вели с медсестрой в WhatsApp. С оригиналов моих документов сняли копии и приложили в карту призывника. И это будет иметь последствия.
Обследование в ПНД — и ещё три комиссии
Для обследования в ПНД потребовалось собрать кучу справок, всё строго через поликлинику по прописке. Нужно было иметь отрицательный тест на антитела, мой же был положительным, поэтому до конца новогодних каникул я ушла в работу и свои дела, почти забыв о военкомате. В ПНД обо мне прекрасно знали и по общей договорённости решили, что приду в начале января со всеми нужными справками.
По плану было лечь в стационар на две недели, затем побеседовать с комиссией — это обычная процедура для всех, кого военкомат отправляет на дополнительное обследование. Хотя в этой же организации занимаются и выдачей справок 087у (как вы помните, изначально я пыталась получить её тут), после двух недель в стационаре и установления диагноза врачами справку «о половой переориентации» мне бы не выдали: это разные процедуры. Так что я просто должна была подтвердить диагноз, который у меня вроде как уже был.
С обследованием мне повезло: стационар всё ещё был ковидным госпиталем, поэтому оно проходило амбулаторно. Я приезжала три раза в неделю к назначенному времени и беседовала с психологом, психотерапевтом и психиатром. Всего у меня было около семи таких визитов вместе с заключительным собранием комиссии. В отличие от осенней комиссии, ко мне относились заметно дружелюбнее и не пытались поставить диагноз по выражению лица. Выслушивали, задавали вопросы, вели диалог на равных с моим полным участием. И это всё в стенах одной и той же организации.
Во время ожидания приёмов мне удавалось поработать. Приходилось договариваться, чтобы меня пускали в помещение для занятий, где я садилась со своим ноутбуком и погружалась в работу. Это позволяло мне сохранять рабочий настрой и на самих приёмах.
Так как я наблюдалась в этом ПНД ранее, здесь была карта со всей историей моих посещений, но решение принимали специальные врачи военной комиссии. Было облегчением узнать, что в моём состоянии не сомневаются и готовы дать соответствующее заключение. Нужно было только снять подозрение в шизофрении. Для этого собрали ещё одну, расширенную комиссию: снова те же вопросы, история жизни, попытки достать из меня жалобы на неё. Всё закончилось хорошо — так за четыре месяца я побывала на комиссиях четыре раза.
Возмещение расходов: как это делается
Результаты обследования сами ушли в военкомат, и я ждала, пока меня вызовут. Через месяц заглянула лично, чтобы наконец оформить возмещение расходов. Оказалось, что нужно было прийти и попросить справку об обследовании самостоятельно. Вместе с ней мне дали повестку на 5 апреля — самое начало весеннего призыва. В справке же указали полный период обследования, деднейм, штамп и подпись.
Так как призывные мероприятия обязывают человека оставить свои дела и пойти по зову военкомата, то для восстановления справедливости в законе «О воинской обязанности и военной службе» прописано следующее (пункт 7 статьи 1):
«Компенсация расходов, понесённых организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ».
По закону все участники призыва, понёсшие расходы, могут получить возмещение в полном объёме. Сюда включаются расходы на проезд, аренду жилья и командировочные выплаты, если пришлось ехать в другой город. В моём случае возместили только средний заработок: остальные расходы я не стала запрашивать из-за их небольшого объёма. Полученной суммы хватило, чтобы покрыть расходы на комиссию в Самаре и услуги криоконсервации в «Криотопе».
Возмещение среднего заработка происходит по официальной («белой») зарплате за период вынужденного отсутствия на работе: если её нет, то возместить расходы по этому пункту не получится. В период включены только рабочие дни, поэтому за две рабочие недели с графиком 5/2 будет в среднем десять рабочих дней. Если вы работаете по иному графику, предварительно договоритесь с работодателем о выходе на работу в выходные в письменной форме, и тогда эти дни тоже будут учтены при выплате. Когда справка будет на руках, принесите её бухгалтеру: этот человек сделает всё необходимое для возмещения. Если бухгалтер не имеет подобного опыта, то сможет проконсультироваться по всем необходимым для отправки документам в военкомате.
Мне пришлось уточнить пару деталей, чтобы всё корректно оформили. Уже через пару недель на зарплатную карту пришли деньги от работодателя, а к нему на счёт — ещё примерно через неделю. По закону после оформления заявки военкомат должен возместить расходы в течение тридцати дней.
И что в итоге сказал военкомат?
До весеннего призыва я успела заменить свидетельство о рождении и подала заявление на новый паспорт. К 5 апреля он не был готов — по повестке всё же пришлось идти.
Меня встретили тем же деднеймингом, а я встретила их своим гендерно-нейтральным внешним видом. Моей задачей было попасть к психиатру и получить категорию (не)годности — остальное было не важно. На этот раз обращались холоднее и больше читали, чем спрашивали. Доктора видели заключение из ПНД и справку 087у в деле призывника, и у них эти документы вызывали неподдельный интерес! Дважды спросили про ногти и внешний вид, но на эти вопросы отвечать было легко: «Да, ношу — да, нравится».
Также пришлось отстоять право не раздеваться полностью, а оставить футболку — об этом можно и нужно просить! После обследований дождалась своей очереди к призывной комиссии. Вызвали, немного замешкались с отсутствующим паспортом и заявили, что надо бы перепройти всё ЕЩЁ РАЗ — теперь уже в областном военкомате. Мол, там подтвердят категорию и после этого разрешат получить военный билет. А ещё разрешат быть свободным человеком нужного гендера.
На ещё один круг у меня уже не хватило ни сил, ни желания. Через два дня получила новый паспорт и позвонила в свой военкомат уточнить, нужно ли им от меня ещё что-то. Оказалось, что они уже передали все документы в областной и не хотят меня больше видеть ни по каким поводам. Из областного не приходило ни повесток, ни звонков. Возможно, военный билет на моё старое имя лежит и всё ещё ждёт меня.
Что можно было сделать иначе
Когда обдумала весь процесс, увидела моменты, где можно было поступить иначе.
Не ждать звонка, а прийти за справкой об обследовании сразу и получить возмещение намного быстрее
Если бы справка 087у была получена в госкомиссии (особенно в этом же городе), то проходить её повторно не пришлось бы, и категорию годности могли бы установить по ней. Не уверена, что отказ принять справку из частной клиники был правомерным.
Я могла получить военный билет на старое имя и не менять его. Могла получить, а затем поменять в нём данные — об этом мне сказали сотрудники военкомата. Если не менять в нём данные, то формально он становится недействительным, но во многих учреждениях это не проверяют. При необходимости это можно использовать для презентации в разных гендерах, если человек ещё не живёт фултайм в желаемом.
Момент с количеством рабочих дней во время обследования стоит просчитать заранее и, если есть возможность, максимизировать их. Также можно совмещать работу и обследование, если это позволяет медучреждение, и это корректно оформлено работодателем.
На некоторых технических и медицинских специальностях девушки также являются военнообязанными. Моя специальность как раз такая, но при смене паспорта это не учитывается: в графе «Военная обязанность» теперь пусто. Возможность получить военный билет с новым паспортом не проверена.
Резюме. Как подготовиться ко встрече с военкоматом
Если военкомат в вашей жизни неизбежен, то ко встрече с ним нужно подготовиться.
Изучите законы о воинской службе либо проконсультируйтесь с юристом перед походом в военкомат. Это даст представление, что может случиться дальше, и как на это можно повлиять
Попробуйте найти опыт трансперсон, посещавших нужный вам военкомат, в интернете или среди знакомых. Это поможет избежать лишних переживаний и даст понимание, как лучше себя вести.
Если найти совсем ничего не удалось, исходите из осторожной разумности: сотрудники военкомата, скорее всего, отнесутся к вам нейтрально. А если нет, то можно сослаться на их же регламенты и законы. Переговоры стоит вести с уверенных позиций, поэтому лучше выбрать ту презентацию, в которой вы чувствуете себя увереннее в данный момент.
В день обследования в военкомате можно договориться о том, чтобы вас пустили вперёд. Если не пустят, то нужно будет потерпеть дискомфорт, не привлекая к себе внимания. Другим призывникам вы вряд ли будете интересны. При унизительном поведении сотрудников стоит заявить об этом администрации военкомата.
(При наличии официального заработка.) После прохождения обследования в медучреждении берите справку в военкомате самостоятельно, не дожидаясь его ответа. Сохраняйте все повестки и предыдущие справки о посещении: они нужны для оформления возврата бухгалтером. Возмещение производит работодатель, а не военкомат, поэтому нести документы нужно ему.
Если нужно, получите военный билет, но для этого вас могут потребовать пройти военную комиссию ещё раз. Билет можно использовать как дополнительное удостоверение личности. Взвешивайте риски и пользу в вашем случае.